Первый раунд российско-американских консультаций по безопасности, состоявшийся в понедельник в Женеве, закончился без конкретных результатов по ключевым вопросам.
США отвергли требование о нерасширении НАТО и сжатии блока к границам 1997 года, в то время как российская делегация не дала четких гарантий отвода войск от украинских границ, сообщила на брифинге после 8-часовых переговоров замгоссекретаря Уэнди Шерман.
Представлявший Россию замглавы МИД РФ Сергей Рябков также признал, что главные вопросы «подвешены», а готовности идти на их решение в нужном Москве ключе у американцев пока не просматривается.
Три ключевых «императива», от которых Москва не готова отступать, по словам Рябкова, заключаются в нерасширении НАТО, отказе от размещения ударных вооружений на опасной для РФ дистанции и прекращении «материального освоения» государств, вступивших в НАТО после 1997 года.
«Мы четко отфиксировали, что без продвижения по этим трем ключевым, неотменимым, неотъемлемым, необходимым для нас направлениям, работа по другим аспектам, при всей ее важности, будет под вопросом», - сказал Рябков.
Он добавил, что разговор был «деловым» и «профессиональным», а американская сторона «очень серьезно подошла к российским предложениям». «Но, тем не менее, <…> главные вопросы подвешены, и мы не видим, что с американской стороны есть понимание императивности их решения в устраивающем нас ключе», - констатировал Рябков (его цитирует «Интерфакс»).
Замминистра добавил, что вступление в НАТО Украины и Грузии является вопросом национальной безопасности для России. «Мы хотели бы, чтобы на мадридском саммите НАТО формула, принятая бухарестским саммитом в 2008 году, была отозвана. Ни Украина, ни Грузия не должны стать членами Североатлантического альянса. Нам необходимы железные, юридические обязанности, не обещания, а именно гарантии», - пояснил Рябков.
Однако эта тема, равно как сжатие НАТО к границам 1997 года, «вызывает непонимание» США, добавил он.
Шерман, проводившая брифинг параллельно с Рябковым, подтвердила: принцип «открытых дверей» НАТО остается ключевым, и пересматривать его никто не собирается. «Мы не откажемся от двухсторонней кооперации с суверенными государствами, которые хотят сотрудничать с США», - подчеркнула замгоссекретаря, добавив, что США не готовы обсуждать Украину без участия Украины, НАТО без НАТО и Европу без Европы.
Российская делегация, по словам Шерман, в ходе переговоров не дала прямого ответа на призывы к деэскалации ситуации вокруг Украины, близ границ которой, по американским раздведданым, сосредоточена 100-тысячная группировка войск.
По словам Рябкова, мероприятия по боевой подготовке войск осуществляются в пределах российской территории, а поэтому основания опасаться эскалационного сценария нет. «Мы объяснили коллегам, что никаких планов, намерений напасть на Украину у нас нет и быть не может», - сказал замминистра.
Но вместо слов Россия могла бы это доказать, «вернув военных обратно в места дислокации», парировала Шерман.
По ее словам, пока речи о каких-либо конкретных договоренностях в принципе не идет. Цель контактов - в том, чтобы «понять озабоченности друг друга», сказала она, добавив, что решить все вопросы в короткие сроки - за один день или несколько недель - невозможно.
Но затягивание консультаций не устраивает уже Россию. «Речь не о месяцах, не о неделях, нам нужен срочный ответ, нам нужен быстрый ответ», - сказал Рябков.
«Мы призываем США к максимальной ответственности в нынешний момент, - сказал замминистра. - Риски, связанные с возможным усилением конфронтации, недооценивать нельзя».
12 января в Брюсселе состоится второй раунд консультаций на уровне совета Россия-НАТО, работа которого была де-факто заморожена после аннексии Крыма в 2014 году.
Официальные представители альянса особых перспектив у этой встречи не видят. Ряд предложений России по гарантиям безопасности неприемлем, заявил в понедельник заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ. Джоанэ отметил, что представленные предложения по гарантиям безопасности содержат положения, которые "противоречат фундаментальным принципам и ценностям НАТО, и что недопустимы подобные попытки вмешательства третьих стран во внешнюю политику и политику безопасности суверенных стран".