Ливанский канал LBCI: в порту Бейрута взорвалась селитра с судна, принадлежавшего российскому бизнесмену
Мощный взрыв в порту Бейрута, который привел к масштабным разрушениям и многочисленным человеческим жертвам в ливанской столице, произошел из-за детонации 2 750 тонн аммиачной селитры, выгруженных с судна Rhosus в сентябре 2014 года. Такие данные приводит ливанский канал LBCI по итогам заседания Высшего совета по обороне. Фактическим владельцем этого судна был предприниматель Игорь Гречушкин, утверждают моряки, работавшие на Rhosus.
Конфискованная селитра хранилась на складе на 12-м причале порта Бейрута в ожидании дальнейшей утилизации с 2014 года. На заседании совета огласили информацию о недавней инспекции на пирсе, которая обнаружила, что на склад можно попасть беспрепятственно через некую щель.
Взрыв, по предварительной информации, произошел во время сварочных работ, которые должны были перекрыть доступ внутрь: от искр загорелись некие петарды, также хранившиеся на складе, а следом сдетонировали 2 750 тонн селитры. Портовая инфраструктура была практически полностью уничтожена.
Директор порта сообщил совету, что аммиачную селитру сгрузили на 12-й причал в соответствии с решением суда, и к конфискованному грузу не было свободного доступа.
«Факты об этом опасном грузе, хранившемся с 2014 года, то есть шесть лет, мы соберем, — пообещал премьер-министр Хасан Диаб. — Я проконтролирую ход этого расследования».
Судно Rhosus, перевозившее 2 750 тонн селитры из грузинского Батуми в Мозамбик, в сентябре 2013 года сделало незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту.
Инспекция, обследовав Rhosus, запретила экипажу выводить судно из порта. Часть экипажа ливанские власти отпустили, но оставили четверых моряков, которым запретили сходить на землю до появления сменного экипажа.
Владелец суда, проживающий на Кипре уроженец Хабаровска Игорь Гречушкин, по словам моряков, «фактически бросил судно» — юристы кредиторов получили три ордера на арест Rhosus, работавшего под молдавским флагом.
«Первоначально на борту судна было восемь украинских моряков, — говорила исполнительный директор одесского фонда помощи морякам "Ассоль" Наталья Кламм. — После того, как моряки с нашей помощью обратились к украинскому консулу, пятеро наших соотечественников смогли вернуться домой. Для поддержания жизнедеятельности судна на борту остались четверо членов экипажа: трое украинцев и один россиянин». Долгое время оставшимся членам экипажа пришлось просить о помощи; вернулись из Ливана они только через год.
«По причине рисков, связанных с хранением аммиачной селитры на борту судна, руководство порта переместило груз в один из складов на берегу, — отмечали в журнале Arrest News юристы, занимавшиеся делом Rhosus. — Судно и его груз остаются в порту в ожидании продажи и/или утилизации».
Согласно данным сервиса MarineTraffic, в последний раз зафиксировавшего местоположение Rhosus в 2014 году, судно действительно находилось неподалеку от 12-го причала, где произошел взрыв.
На тематических форумах моряков неоднократно встречаются негативные отзывы о судовладельце Игоре Гречушкине и его компании Teto Shipping Ltd: моряки пишут про задержки по зарплате и скверном состоянии судна. Компания Teto Shipping Ltd была зарегистрирована на Маршалловых островах в 2012 году и прекратила свое существование в сентябре 2014 года.
В июле 2013 года Rhosus на 14 дней оказалось под арестом в Севилье, свидетельствуют данные министерства транспорта Испании.
По последним данным, при взрыве в порту Бейрута погибли как минимум 78 человек, пострадали не менее четырех тысяч; в городе масштабные разрушения.